Когда-то, после 90_х годов, считалось, что наступила эра рыночной экономики. Рынок сам отбросит за борт тех, кто не вписывается в эту систему. Рынок сам отрегулирует взаимоотношения между субъектами. Так ли это на самом деле?
С тех пор прошло достаточно времени, чтобы позволить себе провести некоторый анализ экономических систем, пришедших на смену плановой экономике.
До перестройки, как мы все помним, у нас была плановая экономика. На съезде депутатов принимался 5-летний план, разработанный Государственным плановым комитетом. В последствии он должен был применяться во всех сферах экономики. Долгосрочный и краткосрочный план спускался в нижестоящие инстанции для точного его исполнения. Предприятия должны были ежегодно отчитываться перед вышестоящей инстанцией за выполнение, перевыполнение или невыполнение порученных обязательств. Передовики производств награждались, отстающие предприятия попадали под раздачу.
Сама по себе плановая система являлась гарантом того, что за пять лет все, что написано на бумаге, будет реализовано полностью. Все казалось бы ясно и понятно. Есть пятилетний план, который разбивался по годам, месяцам и дням. Единственное, что было непонятно, на основании чего строился этот план? В правительстве не было достаточно грамотных аналитиков, которые могли бы спрогнозировать взлет или падение в той или иной отрасли экономики. План по производству составлялся без учета спроса потребителя. Зачастую, выпускаемая заводом продукция, отправлялась прямо на склад, в силу того, что на эту продукцию со стороны покупателей полностью отсутствовал потребительский спрос. Кроме того, пять лет – это очень большой срок, чтобы предусмотреть позитивные и негативные изменения, происходящие в той или иной отрасли.
Плановая система экономики – достаточно мощный инструмент, с помощью которого, если грамотно воспользоваться, можно получить хорошие дивиденты, то есть прирост ВВП, а значит, рост экономики страны в целом. Не нужно было до основания разрушать всю плановую экономическую систему. Нужно было постепенно осуществлять переход плановой экономики в рыночную, ослабляя рычаги управления в тех областях, которые становились убыточными для государства. Так мы смогли бы без крупных потерь перейти сначала к смешанной экономике, а затем и к рыночной.
Но в нашей стране случилась трагедия – провальная и бездумная приватизация, на которой нажились все те, кто был ближе к власти. Что касается народа, то он как был нищим, так ничего и не приобрел от приватизации. Ваучеры оказались пустышкой, а реальные производства оказались в руках прихватизаторов. В то время чувствовалось, что наступает крах всему, появились тысячи безработных. Однако в то же самое время начали работать первые частные предприятия. Но они не могли восполнить то, что было безвозвратно утеряно. Многие заводы закрывались, помещения продавались другим лицам, земли под производственными зданиями уходили за бесценок. Вот тогда впервые и появилось выражение:-«Рынок сам отбросит за борт тех, кто не вписывается в эту систему. Рынок сам отрегулирует взаимоотношения между субъектами.» Увы, за бортом оказалась большая часть населения России. Рынок не смог кардинально изменить ситуацию в экономике страны. А она была – аховая.
Экономическая система России из плановой системы перепрыгнула сразу в рыночную, минуя промежуточную стадию перехода из плановой экономики в смешанную. Для руководства страны рыночная экономика оказалась неподъемной ношей. Ею не могли управлять, не знали, как на самом деле страна должна развиваться в данных реалиях. Вот и отпустили экономику страны в свободное плавание. Выплывет ли она или развалится совсем, никто в руководстве страны тогда никак не мог предположить. Все было ново для нас. Поэтому развитие рынка сопровождалось взлетами и падениями. Дилетанство в управлении страной также отразилось на ее развитии. Через мучительные, порой даже трагические ошибки рождалась рыночная экономика в нашей стране. Если бы в руководстве страны вовремя поняли, к чему это может привести, все могло бы быть совершенно иначе.
И сейчас, сопоставляя факты, приходишь к следующему выводу. Во-первых, плановую экономику нужно было сохранять в тех отраслях, которые являются стратегически важными для формирования бюджета страны. Во-вторых, не пятилетний план нужно было разрабатывать, а трехлетний. В таком случае, прогнозирование ситуации в России было бы более точным. В третьих, приватизировать предприятия нужно было иначе. Переименовать стратегические государственные предприятия в акционерные общества и 100% акций этих предприятий должны были бы остаться в руках государства. В четвертых, предприятия, которые не являлись стратегически важными для государства, могли бы быть переименованы в закрытые акционерные общества и 100 акций должны были бы находиться в руках работников данного предприятия. К сожалению, ничего этого не было сделано.
В настоящее время в Государственной думе поднимается вопрос о возвращении плановой системы развития экономики в стратегически важных для России секторах. Предполагается, что в дальнейшем у нас будет действовать смешанная система развития экономики. Это, когда наряду с плановой системой будет действовать рыночная система, взаимозаменяя и дополняя плановую систему.